Иванов Александр

Иванов Александр Андреевич - биография

 

16 июля 1806 года в Санкт-Петербурге у профессора живописи, Андрея Ивановича Иванова, родился сын Александр, которому была предуготована судьба великого художника. Талант живописца с малых лет удивлял взрослых мастеров: когда ему было всего лишь одиннадцать, многие картины Саши Иванова вызывали подозрения, что за него работал отец, хотя это было не совсем так. Кроме отца, в Императорской Академии художеств юного живописца, где он был «вольноприходящим» учеником, курировал профессор Ф. Е. Егоров. В награду за поразительные успехи к восемнадцати годам молодой художник получил не только две серебряные медали, но и малую золотую медаль, которой наградила его Академия за программную работу - картину “Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора”. 
Тремя годами позже Иванов Александр Андреевич был удостоен звания художника XIV класса, а также особенной награды – большой золотой медали, за следующую программную картину “Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона”. Несмотря на успех, эта картина принесла и немало тревог ее автору: в изображении скульптурного барельефа, на котором египетский фараон руководил казнью, руководство Академии внезапно усмотрело политические мотивы, вспомнив о не столь далеком восстании декабристов. По словам самого художника, эта работа едва не довела его до ссылки. К счастью, никаких доказательств «художественного смутьянства» Академия не смогла обнаружить, и дело удалось замять. Тем не менее, Академия художеств потребовала еще одну обязательную работу от Иванова «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», которую он закончил в 1829 году. Несмотря на то, что сама Академия не сочла нужным отправлять Иванова для продолжения обучения за границу, как других молодых художников, ему оказало покровительство Общество поощрения художников, обеспечив средствами для поездки в Италию.
Работы раннего периода творчества Иванова выдержаны в рамках классицизма, выполненные безупречно, согласно академическим канонам. Среди последних работ раннего периода можно назвать “Явление Христа Марии Магдалине” (1835), “Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением” (1831-34). Полотна раннего периода отличаются цветовой и композиционной гармонией, плавными линиями рисунка и уравновешенностью. Все картины раннего периода эмоционально и поэтично трактуют античные, библейские и мифологические образы. Этот период завершается уже в Италии, и в последних работах этого периода отчетливо видно влияние Возрождения. Божественный сокровенный смысл природы и гармонии начинает приоткрывать завесу своей мистерии перед художником.

 

К 1829 году Иванов по заданию академии пишет картину 'Беллерофонт отправляется в поход против Химеры' , правда за это произведение руководство академии не удостоило молодого художника пенсионной поездкой за границу, хотя за подобные работы многие художники академии незамедлительно получали такое право. Таким образом в укор не всегда честным академическим правилам работу Иванова положительно оценили в тогдашнем союзе поощрения молодых и отличившихся художников, где были выделены средства для поездки Иванова за границу для последующего обучения живописи у европейский мастеров. Не ожидавший такого положительного исхода Александр Иванов в 1830 году едет за границу, посещая европейские страны, такие, как Австрию и Германию много открывает для своих познаний, но более всего художник был очарован Италией, где он надолго остановился, жил и работал, восхищался полотнами Микеланджело, в частности пораженный произведением Сикстинской капеллы и Сотворения мира копировал их. Изучая работы знаменитых художников Европы, он мечтал о создании своих собственных полномасштабных работах на библейскую тематику. попутно изучая основы библии

В 1834 году Иванов создает картину 'Явление Иисуса Христа Марии Магдалине', написанная исконно в академическом стиле, работа была хорошо оценена современниками как в Италии, так и в России, где в 1836 году руководство академии было вынуждено присвоить начинающему набирать известность Иванову почетное звание академика. Такой успех воодушевлял художника на создание его давней мечты крупно масштабном произведении на библейскую тему.

В 1837 году Иванов приступил к созданию картины 'Явление Христа народу', но работа была соответственно не из легких и продолжалась два десятилетия. Мало кто из художников после картин Карла Брюллова решался на подобные подвиги по созданию таких массовых и крупномасштабных живописных произведений. За время работы художником создано огромное множество этюдов с головами персонажей картины, среди которых Иванов даже изобразил своего друга писателя Гоголя. Смысл всей этой работы олицетворял всю сущность библейской истины, во время крещения народа у реки Иордан Святым Иоаном Крестителем и вдруг группа людей среди которых были еще не совсем верующие совершающие ритуал омовения оказываются в благоговейном изумлении и удивлении, Святой Иоан указывает рукой на Явление Миссии, Воскресший Иисус Христос спаситель и защитник рода человеческого, надежда всех обездоленных приближается к народу

Написанное в Италии произведение 'Явление Христа народу' было решено переправить в Российскую столицу, и в 1858 году картина была переправлена в Санкт Петербург, где была встречена с великим восторгом и положительными отзывами общественности. По стечению неожиданных обстоятельств уже ставший знаменитым художником, Александр Иванов умирает от холеры в 1858 году. Его живописное произведение 'Явление Христа народу' было куплено царем Николаем вторым. Сегодня картина находится в Третьяковской галерее, размер холста впечатляет своими размерами 540 на 750 с

© pupsenok1974

Бесплатный хостинг uCoz