Сильвестр Щедрин художник родился в эпоху царствования Екатерины в 1791 году 13 февраля в семье ректора Петербуржской академии художеств Щедрина Ф.Ф. являвшегося по тем временам знаменитым скульптором. Мальчик рос в окружении людей близких к искусству, проявляя в себе страсть к рисованию с ранних лет наблюдая за работой отца и его дяди первоклассного художника пейзажиста Щедрина Ф.С.. К 9 годам от роду мальчика отдают на учебу в академию художеств, где он начал развивать свой талант и способности в освоении живописной грамоты. Проучившись в данном заведении 11 лет великолепно закончил учебу с Большой золотой медалью, за картину Вид с Петровского острова в Санкт Петербурге. Как известно в академии такая награда давала право на заграничную поездку, но увы в Европе буйствовал Наполеон и поездка за границу была перенесена на более поздний период, продолжая работать на родине.Наконец в 1818 году представилась возможность посетить Италию и ее столицу Рим, где Щедрин проникался во все новое для него, изучая историю, античное искусство и конечно европейскую живопись. Из Рима он едет в Неаполь, в котором очаровывается его превосходными видами, живописными улочками непривычные взгляду русского человека, необычайной красотой моря о котором он и мечтать не мог ранее.  Художнику необходимо было раскрыть себя, как истинного творца, чтобы работу художника могли заметить и по достоинству оценить и ему это удается после написания пейзажа  в 1823 году 'Новый Рим. Замок Святого Ангела', работа принесла Щедрину множество положительных отзывов и массу поклонников.  Востребованность Щедрина как художника его конечно очень даже устраивало и когда закончился его официальный срок нахождения за границей в 1823 году он решает остаться в полюбившейся ему в Италии, соответственно независимо от академии за свой счет, так как уже мог позволить себе это.  Щедрин шаг за шагом совершенствовал свои возможности в решении более продвинутого живописного мастерства уходя от устаревших академических канонов. Результатом его трудов в 1825 году из под его кисти выходит картина 'Озеро Альбано в окрестностях Рима'. Но художнику все таки что то не доставало он все время находился в поисках новых чарующих видов, его больше привлекает море, скалистые берега Неаполя и Соренто и он создает несколько картин на эту тему в 1826 году, среди этих работ особенно заметны картины 'Вид Амальфи близ Неаполя', 'Вид Сорренто близ Неаполя', а в 1827году пишет  'Грот Матримонио на острове Капри', Другая страсть художника раскрывается в терасных и верандных видах увитых виноградными лозами сквозь, которые проникают лучи теплого солнечного света.В подобных произведениях Сильвестр Щедрин показывал романтичные сюжеты в которых часто фигурировали люди, которые добавляли жизненности его картинам. Тема террас была очень популярна, а у Щедрина это выходило настолько колоритно грамотно, что после его работ появилось множество подражателей. Романтизм работ Сильвестра Щедрина развивался и новыми направлениями, тематика, которых была далека от его ранних произведений, 'Лунная ночь в Неаполе', Вид в окрестностях Сорренто. Вечер.Работая в Италии и полюбив ее художник скорее всего мечтал когда нибудь вернуться в Россию, хотя бы на время, но здоровье по непонятным причинам начало ухудшаться, он принимал всякие меры к выздоровлению, но видимо медицина того времени была не способна справиться с заболеванием художника, находясь в Итальянском Соренто он умер осенью в 1830 году 27 октября. Художник Щедрин можно сказать прожил непродолжительную, но очень плодотворную жизнь человека создавшего множество талантливых работ. После смерти художника многие картины так и остались за пределами России

Стремясь приблизиться к натуре, Щедрин преодолевал условность чередования теплых и холодных тонов пейзажа 18 века, делая впервые в русской живописи шаг к пленэру. Он добивается высветления палитры; в его пейзажах всюду есть холодные и серебристые отсветы неба или зеленоватые отражения пронизанной солнцем морской воды. Эти черты угадываются в большом и сложном пейзаже "Новый Рим. Замок св. Антелла", еще сравнительно традиционном по своему замыслу, и становятся более отчетливыми в пейзаже "На острове Капри". Особенно интересна живопись серии "Малые гавани в Сорренто", где голые береговые утесы испещрены зеленовато-голубыми и зеленовато-охристыми отблесками моря. Щедрин стремился находить простые и естественные живописные мотивы. С ними Щедрина сближал интерес к "местному колориту", но его собственное искусство характеризуется в литературе как более "возвышенное, пронизанной тягой к идеалу свободной, естественной жизни".
Итальянские виды Щедрина пользовались большим успехом за границей и на родине. В своих картинах художник умело использовал и сочетал традиции классической и романтической живописи, постоянно совершенствовал свою живописную манеру, экспериментируя со светом и тенью, использовал типично романтическую тему вечернего освещения.

В самом конце в творчестве Щедрина, его романтизм становится более внешним, накладывающим на действительность черты отвлеченного идеала. В сущности, эти работы относятся к новой фазе развития романтизма на русской почве, протекавшей в основном во вторую четверть 19 века. В этот период романтизм постепенно теряет свое прогрессивное значение

 

Щедрин обладал высокой степенью живописного мастерства. Чувство наслаждения природой у Щедрина неразрывно сливается с радостью художника, могущего передать это чувство своей живописью.
  По содержанию своих работ Щедрин был значительно выше современников-пейзажистов; его популярность была исключительной, его хорошо знали художники и высоко ценили коллекционеры. Непосредственных учеников и прямых продолжателей у Щедрина не было. Возможно, что он оказал влияние на тогда еще молодого французского живописца Коро, годы пребывания которого в Италии совпадают с годами жизни там Щедрина. Бесспорно, что его пейзажи послужили живым образцом и для Айвазовского, который, по собственному признанию, больше, чем у своих непосредственных учителей, учился на живописи Щедрина

Недолгая жизнь Сильвестра Щедрина пришлась на то счастливое для русского искусства время, которое мы называем "пушкинской порой" - время, отмеченное благородным "высоким стремлением" к правде и красоте. Искусство окружало будущего художника с детства - загадочная для многих Академия художеств была для него родным домом: его отец, Федос Щедрин, известный скульптор был адъюнкт - ректором Академии ее, профессором был дядя, прославленный пейзажист Семен Щедрин. В будущем маленького Сильвестра не было сомнений - девяти лет он был зачислен в Академию художеств и через положенное число лет покинул ее стены с золотой медалью, дававшей право на заграничную поездку. С переездом в Неаполь для Щедрина началась самая светлая полоса его жизни. Вернуться в Россию Щедрину помешала ранняя смерть, он умер не достигнув и сорока лет и память о нем, смешавшись с легендами о его жизни, долго была жива среди неаполитанских рыбаков и пастухов

 

© pupsenok1974

Бесплатный хостинг uCoz